Библиотерапия для детей: что это, методы и упражнения

Библиотерапия или лечение с помощью книг – это интересное направление психологической коррекции эмоционального состояния людей. В специализированных центрах занятия библиотерапией проводятся с детьми и со взрослыми. Как они проходят? Каковы задачи библиотерапии? Какие методы работы с литературой применяются в психологической практике?

Определение понятия

Под термином «библиотерапия» сегодня понимаю науку, изучающую особенности формирования у индивида стрессоустойчивости, развития силы воли, повышения интеллектуальных показателей.

В психологии библиотерапия – это метод коррекционной работы, в котором клиенту предлагается отождествлять себя с героем литературного произведения, анализировать поведение персонажа в тех или иных ситуациях. Терапевтический эффект основан на отождествлении клиентом проблем литературного героя со своими собственными трудностями.

Библиотерапия обладает основными характеристиками науки: у нее есть свои цели и задачи, терминологический аппарат, свои методы. В настоящий момент данная технология работы рассматривается учеными как самостоятельное педагогическое течение, одна из вариаций библиотековедения.

История метода

Библиотерапия как метод психологической коррекции основывается на психофизиологии человека. Родиной ее является Древний Египет. В Греции в античной библиотеке Пифагор активно использовал библиотерапию в качестве основного метода работы со своими учениками.

Позднее в Европе церковные писания нашли применение в работе лекарей. Список литературы, применяемой в лечебных целях, расширился с наступлением эпохи Возрождения: в качестве средства терапии стали использовать художественные произведения.

Однако только в начале 20 века психологами и психофизиологами было доказано, что такое занятие, как библиотерапия – это не просто работа с текстом, а самостоятельный метод психотерапии. Основоположником метода в России считают Н. Рубахина, который в научном труде «Среди книг» писал о том, что с помощью правильно подобранных художественных текстов можно изменять психоэмоциональное состояние людей.

Упражнения библиотерапии были впервые апробированы в Харькове в отделении психоневрологии И.Э. Вельвовским. Ученый опирался на рекомендации психотерапевта В.Я. Мудрого, стараясь создать во время проведения сеансов библиотерапии максимально комфортные условия для участников.

В 1916 году были определены первоначальные цели и задачи библиотерапии как метода психотерапии. Инновационная техника работы с книгой вызвала большой интерес не только среди психотерапевтов, но и среди психологов, педагогов, медиков. Библиотерапия использовалась в качестве дополнительного метода во время лечения в санаториях и пансионатах для пожилых людей.

В послевоенное время лечение художественными текстами организовывалось в реабилитационных центрах. Большой вклад в развитие метода внесли Ю.Н. Дрешер, Б.С. Крейденко, Р. Скаллер, О.Л. Кабачек, Б.А. Симонов, И.Н. Казаринова.

Цели и задачи

Главной целью библиотерапии является улучшение психоэмоционального состояния человека. В соответствии с целью, задачами данной технологии работы являются:

  • диагностика проблемы клиента;
  • подбор художественных текстов, отвечающим особенностям выявленной проблемы;
  • работа с художественными текстами, обсуждение прочитанного материала;
  • определение способов решения проблемы клиента.

Виды

Распространенными видами библиотерапии являются:

  • Целенаправленная психокоррекционная работа с книгой. Данная разновидность предполагает непосредственное участие в терапевтическом процессе психолога, который проводит диагностику проблемы клиента, рекомендует определенные тексты, объясняет техники работы с ними.
  • Чтение художественной литературы без постановки психокоррекционных задач. Этот вид практикую люди, которые любят читать. Художественную литературу они подбирают в соответствии со своими предпочтениями. Чтение книг улучшает их настроение, положительно влияет на когнитивные процессы.

Методы

Основными методами библиотерапии являются:

  1. Коррекционный метод. Он не предполагает решение задач коррекции психики. Его основная цель – положительная трансформация трудной жизненной ситуации клиента посредством расширения диапазона стереотипов поведения индивида. Для достижения коррекционной цели используются тексты развлекательного характера. Метод подходит для коррекции личностной тревожности и повышения самооценки индивида.
  2. Психокоррекционный метод. Данный метод направлен на трансформацию болезненного психического состояния личности. Психолог помогает клиенту научиться контролировать эмоции и управлять своим настроением. Итогом применения психокоррекционного метода является формирование у клиента способности открыто выражать чувства и правильно понимать эмоции других людей.

Техники и упражнения

Раскрою направления библиотерапии. Распространенными техниками библиотерапии являются:

  • Чтение художественных текстов вслух. Данная техника реализуется в группе. Ведущий зачитывает отрывок из текста, а затем организует групповое обсуждение этого отрывка. Если для достижения целей психокоррекции выбрана пьеса, то организуется ее чтение по ролям. Каждый из участников в группе самостоятельно проводит параллели между художественным словом и собственными проблемами.
  • Отождествление себя с героем художественного произведения. Эту технику психологи используют в качестве домашнего задания. Клиенту предлагается выбрать литературного героя, на которого он похож. На следующей встрече психолог вместе с клиентом обсуждает выбор литературного персонажа и анализирует его поступки, описанные в книге. Эта техника улучшает социальное восприятие индивида, формирует у него новые модели поведения.
  • Пересказ прочитанной книги или рассказа. Эта техника также применяется в групповой работе. Ведущий зачитывает то или иное художественное произведение и просит участников пересказать его с позиции разных героев рассказа. Такой прием помогает человеку научиться анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Самостоятельное чтение произведение клиентом дома, а затем обсуждение прочитанного с психологом. Эта техника применяется в индивидуальной работе с клиентом. На каждой встрече психолог рекомендует клиенту ознакомиться с тем или иным текстом. Свои мысли и эмоции, возникающие в процессе чтения, клиент записывает в читательский дневник. Эти записи будут отправными точками при обсуждении произведения на следующей встрече.
  • Собственное сочинение художественных текстов. Эта техника направлена на поиск клиентом различных вариантов реагирования на те или иные жизненные происшествия. Начало истории озвучивает ведущий, а затем участники предлагают различные варианты развития событий.
  • Подготовка иллюстраций к художественному тексту. Эту технику психолог использует, когда возникает необходимость углубленной диагностики проблемы пациента.
  • Обыгрывание ситуации из книги. Эта техника помогает участникам примерить на себя роль того или иного литературного персонажа. Такие действия учат клиентов обращать внимание на позу, мимику, жесты человека, прогнозировать эмоциональные реакции партнера по общению.

Упражнения в рамках каждой из перечисленных техник, виды и методы работы психолог выбирает в зависимости от целей психокоррекции и возраста клиента.

Этапы и алгоритм проведения

Алгоритм проведения библиотерапии включает в себя несколько этапов:

  1. Этап мотивации участников к занятию. На этом этапе ведущий устанавливает контакт с участниками, ставит цели и задачи сеанса, знакомит участников с правилами групповой работы.
  2. Этап когниции в библиотерапии. На данном этапе идет непосредственная работа с художественным текстом.
  3. Этап дискусии. На этом этапе ведущий организует обсуждение художественного произведения.
  4. Этап рефлексии. Заключительная часть сеанса нужна для подведения итогов, получения обратной связи от участников, оценки эффективности психокоррекции.

Принципы подбора литературы

Большое внимание психологу нужно уделять подбору литературных произведений для проведения сеансов библиотерапии, так как этот метод заставляет клиента «присваивать» чувства, мысли и действий лирического героя. Поэтому герой должен обязательно положительным, обладать высоким уровнем нравственности. Подбор литературы для психокоррекции определяются следующими принципами:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей клиента. Использование библиотерапии допускает в работе с разными возрастными группами: с дошкольниками, подростками, студентами, взрослыми и пожилыми людьми. Книги должны соответствовать психологическим особенностям возраста.
  2. Доступность и понятность литературного языка писателя. Если художественный текст будет непонятен читателю, интерес к нему быстро пропадет. Достичь психокоррекционных целей средствами библиотерапии невозможно, если у клиента нет интереса к сеансу.
  3. Соотнесение жанровой специфики книги с психологической проблемой клиента. Разные литературные жанры оказывают различное действие на человека.
  4. Контраст добра и зла в художественном произведении. Этот принцип важен при подборе литературы для детских сеансов библиотерапии.

Специфика использования библиотерапии на различных возрастных этапах

На различных возрастных этапах специфика использования библиотерапии будет отличаться.

В работе с детьми

Воспитатели ДОУ применяют библиотерапию для решения задач формирования нравственности у детей. Эта задача решается посредством сказок. Библиотерапия в работе с дошкольниками позволяет решать такие задачи, как:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости малыша;
  • формирование социально одобряемого типа поведения;
  • создание условий для творческого самовыражения ребенка;
  • развитие речи;
  • развитие психических процессов.

Для детей школьного возраста библиотерапия является тем методом, который помогает справиться с внутриличностными противоречиями. Работая с художественным текстом, подросток находит ответы на вопросы, понимает причинно-следственные связи событий в своей жизни.

В работе с пожилыми людьми

Если библиотерапия используется в целях реабилитации пожилых людей, то предпочтение стоит отдать философским сборникам, притчам, поэзии. Такие тексты помогают человеку принять себя таким, какой он есть, ведь они строятся на общечеловеческих ценностях. Во время сеансов библиотерапии у пенсионеров происходит переосмысление своего жизненного пути.

Мой опыт

Я использую библиотерапию в качестве вспомогательного метода психокоррекционной работы. Чаще всего я предоставляю клиенту возможность самостоятельно поработать с той или иной книгой дома, чтобы закрепить положительный эффект от серии консультаций.

На мой взгляд, библиотерапия – это средство самоисцеления. Моя задача – подобрать правильную литературу, которая найдет эмоциональный отклик у клиента.

Заключение

Далеко не все практикующие психологи используют в своей работе библиотерапию. Это не означает, что у специалистов мало знаний в этом вопросе. К сожалению, многие люди предпочитают смотреть видео или слушать аудиокниги. Самостоятельная работа с художественным текстом не вызывает у них интереса. Чтобы сформировать любовь к качественной литературе, нужно с детства формировать у детей интерес к чтению. Тогда библиотерапией они будут заниматься не под руководством психотерапевта, а самостоятельно.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Строгонова Мария Александровна/ автор статьи

Эксперт информационного ресурса: Doctor-Loder.ru
Профессиональный стаж: 5 лет.
Врач 2-й категории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник про причины, симптомы заболевания и о лучших способах лечения