Мир полон иллюзий: слуховые, зрительные, тактильные, а среди них и феномен Баадера-Майнхоф. Натыкаться на них волнительно, а иногда даже страшно. И если профессиональные иллюзионисты легко могут объяснить свои фокусы, то с практическим «волшебством» так просто не разобраться.
Знаете ли вы что-нибудь о мадагаскарских лемурах? Или о сортах арбузов? Стоит изучить новую информацию, как она начинает мельтешить повсюду. Стоит подумать о забытом товарище, как он дает о себе знать. Если вы сталкивались с проявлениями «бытовой магии», значит, попали под действие феномена Баадера-Майнхоф.
Как объясняется феномен
Если углубиться в изучение явления, можно даже понять смысл сложных терминов, которыми он объясняется. На практике же все просто. Встретить за малый промежуток времени упоминания об одном и том же предмете (информации, человеке, явлении) в разных источниках, значит, испытать на себе действие иллюзии частотности.
Феномен Баадера-Майнхоф способ доказать свою правоту на подсознательном уровне. Скажем, один человек любит красные автомобили, а другой черные самокаты. Подсознание будет работать таким образом, что при равных условиях эти люди заметят скорее те объекты, которые им больше нравятся.
Так же это работает и с новой информацией. Стоит узнать интересный факт, как тут же подвернется случай применить эти знания. Избирательное внимание фиксирует факты, слова, имена, после чего выхватывает их отовсюду.
На практике с таким явлением сталкивается не каждый человек, но многие отмечают его присутствие в жизни. Кстати, участившееся упоминание информации, предмета или человека не говорит о том, что это замечают все. В этом состоит отличительная особенность феномена Баадера-Майнхоф.
Чем вредна иллюзия частотности
Феномен Баадер-Майнхоф или иначе иллюзия частотности – что это на практике? Обыденность или сигнал? Информация, которая встречается повсюду, на самом деле не несет никакой ценности. Это лишь иллюзия, способная заставить человека поверить в мистическое вмешательство.
Исследователи феномена Баадера-Майнхоф пришли к выводу, что он влияет на принятие решений. Выглядит это так: на протяжении нескольких дней вам повсюду встречаются люди с ананасами, ананасы на фотографиях, разговоры об ананасах. И вот вы выходите из магазина с ананасом в руках, даже не вспомнив о том, что никогда не любили этот фрукт.
Мозг быстро реагирует на поступающую информацию, но не всегда успевает обработать факты. По этой причине дело и завершается покупкой ананаса, который изначально был не нужен.
Практическая значимость феномена
Ульрик Майнхоф
Андреас Баадер
Феномен Баадера-Майнхоф – это лишь игра подсознания. Совпадения, даже часто встречающиеся, остаются простыми совпадениями. Но иллюзию частотности стараются применять на практике: в маркетинге, чтобы повысить интерес покупателей к товарам.
Рекламу размещают на афишах, радио и телевидении, а результат не заставляет себя долго ждать. Постоянное упоминание о чем-либо провоцирует интерес к теме, поэтому и у этого явления имеется практическая значимость.
Кстати, история происхождения названия напрямую связана с действием явления. Оно носит имена двух лидеров немецкой террористической организации, существовавшей во второй половине прошлого века. Информация об Андреасе Баадер и Ульрике Майнхоф за короткое время несколько раз встретилась некому человеку, о чем он и сообщил в процессе обсуждения газеты St. Paul Pioneer Press. Так иллюзия частотности получила название феномена Баадера-Майнхоф.
Заключение
Явления, связанные с восприятием, всегда интересны. Иллюзии делают жизнь ярче и насыщеннее, заставляя человека впитывать новые знания. Когнитивная ошибка восприятия информации говорит лишь об избирательности внимания. Новые данные становятся приоритетными, в результате чего мозг проявляет к ним больший интерес.
Возможно, после прочтения статьи иллюзия частотности Баадера-Майнхоф начнет «преследовать» читателя. Но теперь мы точно знаем, что никакой ценности это не несет. Помните, что совпадения – это лишь избирательность работы мозга.