В настоящее время родители и педагоги все чаще сталкиваются с такими понятиями как гипердинамический синдром — поведенческое расстройство развития. Он проявляется у детей от рождения до 15 лет, а наиболее выражен бывает в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рассмотрим более подробно, как проявляется гипердинамический синдром у детей, к каким проблемам приводит и как с ним справляться.
Что такое гипердинамический синдром
Гипердинамический синдром — это повышенная двигательная активность при слабом контроле мотивации и смысловой наполненности деятельности.
Часто этому диагнозу сопутствует дефицит внимания — отсутствие способности или ее недостаточность, чтобы сосредотачиваться на необходимом объекте. В этом случае гипердинамический синдром скрывается под аббревиатурой СДВГ.
В зависимости от симптомов нарушение делится на 3 типа:
- смешанный;
- с преобладанием гиперактивности;
- с ярко выраженным дефицитом внимания.
Чем раньше гипердинамический синдром будет выявлен, тем раньше можно принять коррекционные меры. Организму не всегда удается справиться с нарушением к 15 годам. Если вовремя не обратиться к специалистам и не контролировать состояние ребенка, то и дальше во взрослой жизни он будет страдать от своих особенностей.
Причины гипердинамического синдрома
Сложно назвать точные причины гипердинамического синдрома. Большинство специалистов сходятся во мнении, что нарушение появляется вследствие повреждений головного мозга различной степени пренатального и перинатального периода.
Иногда нарушения в работе нервной системы компенсируются без всякого вмешательства по мере взросления ребенка. Но если этого не происходит, то в возрасте пяти-шести лет ему ставят диагноз ММД.
ММД — это минимальная мозговая дисфункция, которая приводит к различным трудностям и проблемам в обучении, контроле своего поведения и активности. Интеллект при этом сохраняется в норме.
Гипердинамический синдром является одним из проявлений ММД. Когда ребенок получил повреждение клеток мозга, которые отвечают за процесс торможения, их функцию взяли на себя здоровые нервные клетки. Но для того, чтобы восстановить всю работу, им приходится всегда работать с большой нагрузкой. Любой стресс и напряжение ребенка приводит к ухудшению работы всей системы. Именно поэтому нельзя кричать на гиперактивных детей и требовать от них вещи, которые они выполнить не в состоянии.
Все эти процессы в нервной системе и приводят к тому, что дети испытывает трудности с концентрацией, произвольным вниманием и контролем своего поведения.
Симптомы гипердинамического синдрома
Чтобы понимать, что это такое гипердинамический синдром у детей, нужно представить портрет ребенка с этим диагнозом. Существует много проявлений и особенностей поведения детей с СДВГ. Что-то может быть выражено более сильно или слабо, а что-то может вообще отсутствовать. Лишь каждый пятый такой ребенок имеет полный набор симптомов.
Для ребенка с гипердинамическим синдромом характерно следующее:
- чрезмерная двигательная активность. Создается впечатление, что он совершает очень много лишних движений, он постоянно суетится, находится в большом возбуждении. Кажется, что он совершенно не устает, хотя за этим может скрываться уже перенапряжение. Для младенцев с СДВГ характерно постоянное выпутывание из пеленок, их невозможно даже на секунду оставить одних на пеленальном столе или на диване;
- нарушения сна. Они возникают из-за перевозбуждения от постоянной бурной деятельности;
- дефицит внимания. Ребенок испытывает сложности, когда необходимо сосредоточиться на каком-либо объекте. Например, младенец выкинет игрушку, еще не успев исследовать все ее свойства и возможности. Если занятие для малыша сильно интересное, то он способен полностью в него погрузиться и увлечься. Но вот долгие уроки, решения задач, чтение больших текстов становятся настоящим мучением;
- импульсивность. Особенности ребенка не дают ему возможности хорошо обдумать свои слова и действия, соотнести их с правилами и запретами. Он часто выкрикивает ответы на уроке, не дожидается разрешения куда-то пойти, отвлекается на заинтересовавшие вещи. На характер этот симптом тоже оказывает свое влияние: малыш страдает частыми перепадами настроения, становится вспыльчивым и может даже проявлять агрессию;
- проблемы с самоконтролем. Гиперактивные дети имеют хорошую память и понимают слова взрослых, но вразумлять их после очередного нарушения поведения не имеет смысла, они все равно не смогут удержаться. Часто именно таких детей родители теряют в торговых центрах: они отвлекаются на что-то привлекательное и совершенно забывают о том, что нельзя далеко отходить от мамы или папы;
- отсутствие статического положения. Ребенок постоянно что-то делает: даже на месте в положении стоя или сидя он размахивает руками или ногами, качает головой, стучит пальцами по столу и т.д. Даже ходят такие дети не спокойным шагом, а очень быстро или вприпрыжку;
- поверхностность чувств. У детей с гипердинамическим синдромом не возникает желания глубоко погружаться во внутренний мир собеседника, ведь для этого нужно сконцентрироваться на его словах и эмоциях. Поэтому при необходимости ему нужно прямо говорить, что вы испытываете. Плюсом такого свойства личности является то, что гиперактивные дети не умеют долго злиться и таить обиду на окружающих. Даже после вспышки гнева через небольшой промежуток времени они готовы общаться как ни в чем не бывало;
- общительность. Дети с гипердинамическим синдромом легко налаживают социальные контакты, они всегда найдут о чем поговорить как со сверстниками, так и со взрослыми. Но вместе с тем поддерживать постоянные и глубокие дружеские отношения у них не получается. Иногда гиперактивные дети предпочитают играть с детьми более младшего возраста.
Лечение детей с гипердинамическим синдромом
Каждому ребенку, который имеет диагноз ММД, и в частности гипердинамический синдром, необходима консультация ряда специалистов. Чем раньше он пройдет обследование, тем больше шансов скорректировать ситуацию и не допустить развитие вторичных расстройств (дисграфия, дислексия, речевые расстройства, нарушения внимания, познавательной деятельности и т.д.).
С ребенком и его родителями беседуют психолог, логопед, дефектолог и нейропсихолог, при выявлении гипердинамического синдрома любой степени составляют план по его коррекции. При необходимости направляют к неврологу, чтобы получить медикаментозное лечение.
Все методики лечения гипердинамического синдрома у детей, которые активно применяются в настоящее время, можно разделить на несколько групп:
- нейропсихологические методики (занимают длительное время, потому что помогают строить новые связи головного мозга, чтобы нервная система работала более эффективно);
- поведенческая психотерапия;
- семейная психотерапия;
- медикаментозная терапия;
- транскраниальная магнитная стимуляция мозга.
Работа с родителями
Родителям тяжело самостоятельно справляться с ребенком, имеющим гипердинамический синдром: они теряются, не знают с чего начать, отчаиваются, когда не все удается. Психолог может оказать поддержку и подсказать, как воспитывать малыша, как с ним общаться, избегая ссор и стрессов.
Психолог и родители работают по следующим направлениям:
- Сохранение ресурсов матери. Именно мамы обычно больше сил и внимания отдают гиперактивному ребенку. Поэтому важно оказать им поддержку и научить уделять время для себя, чтобы отдохнуть и восстановиться от физических и эмоциональных нагрузок.
- Работа по преодолению сомнений и тревог, а также убеждение в том, что тесная работа со специалистами необходима малышу и оказывает положительное влияние.
- Исследование фонового напряжения в семье между всеми ее членами. Часто именно ребенок с нарушением становится тем звеном, на которое обрушиваются все претензии, чтобы снять напряжение.
- Диагностика коммуникативных связей между всеми членами семьи: как каждый из них доносит информацию и слышит другого.
- Личная терапия матери. Помимо того, что мама должна находиться в ресурсе, чтобы иметь силы на общение с малышом, необходимо, чтобы она находилась в гармонии сама с собой. Любые проблемы и непонимания своего состояния напрямую сказываются на всех домочадцах.
Работа с гиперактивными детьми
Вся коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на реализацию следующих задач:
- развитие свойств внимания;
- повышение уровня произвольного контроля за своими действиями;
- развитие двигательной сферы (координация движений и мелкой моторики);
- развитие умения релаксировать.
Психолог поможет ребенку снять напряжение, расслабляться с помощью специальных методик релаксации и арт-терапии, создаст атмосферу понимания и сопереживания для малыша, которой ему не хватает дома и в школе.
В связке с логопедом и дефектологом детский психолог работает над снижением импульсивности и формированием привычки усвоения, переработки и применения полученных знаний.
Особенно важно проводить такую работу перед поступлением в школу, чтобы будущий школьник успешно мог справляться со школьной программой и не приобрел дополнительные нарушения в процессе учебной деятельности.
Дети с гипердинамическим синдромом: мои советы
В настоящее время в школах у детей все чаще встречается как гипердинамический, так и гиподинамический синдром. Не все родители вовремя проходят необходимые обследования, а некоторые и вовсе не признают проблему. Но в любом случае им нужно знать, как взаимодействовать друг с другом.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут родителям строить отношения со своим ребенком и помогать ему.
- Помните, что он не специально ведет себя плохо, стараясь вывести вас из себя, он просто не может управлять своими эмоциями и поведением.
- Установите режим дня, он поможет избежать перенапряжения малышу. Точно определите, сколько времени он может проводить за телевизором, компьютером и планшетом, ведь они сильно раздражают нервную систему.
- Не ругайте ребенка за большую активность, детям свойственно прыгать, бегать и шуметь. Переключите его на другую деятельность, предложив спокойные игры и занятия.
- Если ваши силы на исходе, то попросите помощи у родственников и друзей. Важно иметь возможность отдохнуть от своих детей. Также справиться с большой психологической нагрузкой поможет психолог.
- Разговаривайте об эмоциях: прямо рассказывайте, что чувствуете вы, спрашивайте, что чувствует ребенок. Попробуйте научить его управлять даже самыми сильными эмоциями.
- Если есть возможность отправить ребенка в детский сад или школу, где количество детей меньше, чем обычно, то стоит ею воспользоваться. Гиперактивному малышу тяжело среди множества других детей, а он, в свою очередь, довольно сильно отвлекает их от учебного процесса своим поведением.
- Не давите чрезмерным контролем и наказаниями, оставьте ребенку возможность стараться самому регулировать свое поведение, помогайте только тогда, когда он не справляется.
- Создайте малышу возможность самореализоваться, чтобы он чувствовал себя желанным, полезным и хорошим. Поручите ему те задания, которые он хорошо выполняет.
- Найдите баланс в своей модели воспитания: на детях плохо сказывается, когда родитель сначала излишне мягкий, а потом неожиданно становится чересчур строгим. Если что-то требуете, то обязательно добивайтесь выполнения своей просьбы.
Заключение
Гипердинамический синдром у детей связан не с плохим воспитанием и проблемами в поведении, а с неврологическими нарушениями в работе головного мозга. Поэтому решить его можно лишь с помощью диагностических и коррекционных методов воздействия. Педагоги и родители должны понимать это и не пытаться исправить проблему гиперактивности руганью и авторитетными указаниями. Эффективного результата можно добиться лишь при комплексном и целенаправленном воздействии на ребенка.