Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.
Что такое педагогическая запущенность
Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.
Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.
Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.
В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.
Виды педагогической запущенности
В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:
- Медико-педагогическая. Имеются плохие привычки, нет навыка и желания соблюдать правила личной гигиены.
- Нравственно-педагогическая. Характеризуется полным или частичным отсутствием нравственных понятий, отсутствием контроля за проявлением эмоций, безразличием к эмоциям и чувствам других людей.
- Интеллектуально-педагогическая. У ребенка нет интереса к новым знаниям и открытиям, желания учиться, он с трудом усваивает школьную программу.
- Нравственно-трудовая. Ребенок не испытывает желания трудиться, его знания о пользе труда значительно искажены.
Диагностика
При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.
Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:
- Проективные методики. Это тесты, рисунки и задачи, которые помогают интерпретировать внутренний мир и восприятие ребенком себя и окружающих. С их помощью можно исследовать эмоциональную сферу, взаимоотношения с коллективом, самооценку и градацию ценностей дошкольника или младшего школьника.
- Опросники и анкеты. Эти методики могут использоваться с 10-летнего возраста испытуемого. Таким способом могут быть исследованы эмоции, черты характера, способы действий в различных ситуациях, ценности.
- Методики, исследующие познавательную сферу. Проверяется уровень интеллекта, функции мышления, способность удерживать внимание.
Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.
Проблемы диагностики
Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.
Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.
Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.
Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.
Признаки
Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.
Кроме этого, существуют и другие признаки:
- отставание в развитии от сверстников;
- поведение, свойственное детям более младшего возраста;
- невоспитанность, незнание социальных и житейских норм;
- трудности в обучении (низкая успеваемость и проблемы с запоминанием и усвоением новых знаний);
- специфические черты характера (самолюбие, обидчивость и конфликтность, резкие и частые перепады настроения);
- неадекватная оценка окружающих и самого себя, что негативно отражается в поведении;
- слабо развитые познавательные процессы: запоминание, воображение, мышление, память.
Стадии развития
Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.
Различают четыре стадии данного нарушения:
- Первая стадия. Возникает у дошкольников и связана, прежде всего, с неопределенным стилем воспитания, когда родители устанавливают для ребенка противоречивые требования, не обеспечивают достаточное количество общения, ласки и заботы или, наоборот, излишне опекают малыша. В детском саду сюда могут добавиться ошибки воспитателя, который воздействует на воспитанника, не учитывая его индивидуальных особенностей.
- Вторая стадия. Возникает у детей предшкольного и младшего школьного возраста. К недочетам воспитания добавляется недостаточная подготовленность к школе: проблемы с самооценкой, равнодушие к новым знаниям. Все это не позволяет сформировать положительное отношение к школе и нарушения правил поведения.
- Третья стадия. Развивается у подростков, когда они начинают искать свое место в обществе, оценивают себя на основе мнений других людей. Это приводит к негативизму, равнодушному отношению к учебе и правилам поведения.
- Четвертая стадия. Относится к подростковому и юношескому возрасту. Пренебрежение нормами и правилами, принятыми в обществе, перерастает в грубость и антиобщественное поведение. Часто такие дети присоединяются к асоциальным и антисоциальным группам людей.
Причины
Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:
- Взаимоотношения в семье. Свой первый социальный опыт ребенок получает в семье. Именно от ее психологического климата зависит дальнейшее восприятие картины мира. Если в семье нет взаимного доверия, гармонии, любви и взаимопонимания между родителями, то дети вырастают замкнутыми, тревожными, раздражительными и непослушными. Часто влияет и то, как много времени родители уделяют ребенку: занятые построением карьеры и зарабатыванием денег мама и папа уже не находят сил на общение и игры. Иногда это происходит просто от нежелания общаться с ребенком, если он не был запланирован. Также имеет значение стиль жизни родителей, уровень их культурного и интеллектуального развития.
- Образовательная среда. Педагогическая запущенность может развиваться из-за неправильно построенного процесса обучения, недопонимания с учителями, плохих отношений с одноклассниками. Если учитель не использует индивидуальный подход к ученику, вызывает у него чувство стыда, неуверенности в своих знаниях и умениях, занижает оценки, то ребенок закрывается в себе, начинает еще хуже учиться.
- Отношения в социуме. Еще больше ситуация усугубляется, когда гармоничные отношения не складываются не только с родителями и учителями, но и со сверстниками. Непринятие в коллективе, издевки и высмеивание вызывают чувство одиночества и нежелание посещать школу. Ребенок пытается найти друзей и стать частью какой-либо асоциальной субкультуры.
- Индивидуальные особенности. В педагогике это совокупность психофизиологических, личностных, эмоциональных и наследственных факторов. Они также могут способствовать возникновению педагогической запущенности. Также в группу риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, неразвитыми социальными навыками, имеющие острые черты характера, низкую самооценку и слабый тип нервной деятельности.
Коррекция
После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:
- Индивидуальные занятия с психологом. Их целью является гармонизация личности ребенка, проводится работа над проблемами страха, застенчивости, управления эмоциями. Специалист помогает освоить навыки взаимодействия с окружающими, моделирует с ребенком различные ситуации. При выявлении проблем с когнитивными функциями делается упор на их стимуляцию и развитие (чем раньше диагностирована проблема, тем выше шанс ее устранить).
- Сеансы психотерапии. С помощью методов внушения и убеждения ведется работа над самооценкой, взаимоотношениями с окружающими, адекватной реакцией на различные ситуации. Такие сеансы могут проводиться как индивидуально, так и с группой людей.
- Социальная реабилитация. Под контролем старших ребенок включается в совместную деятельность, учится налаживать контакты. Привлечение к активной трудовой деятельности, участие в спортивных и творческих объединениях создает ощущение своей нужности, значимости и полезности. Также проводится работа с классным коллективом. Это может быть работа по его сплочению, совместному созданию комфортной атмосферы для всех участников или, наоборот, перевод ребенка в другой коллектив.
- Работа с родителями. Проводятся семейные консультации, сеансы психотерапии, направленные на качественное изменение микроклимата в семье и организацию общей семейной деятельности. Даются рекомендации по составлению режима дня ребенка. При необходимости специалисты ведут контроль за их соблюдением.
- Работа с педагогическим коллективом. Педагоги должны быть проинформированы об особенностях ребенка, согласно которым составляется индивидуальный план работы. К ученику необходимо применять особые методы, оказывать помощь в освоении образовательной программы. Желательно снизить психологическую и когнитивную нагрузку, следить за тем, чтобы он не переутомлялся.
Если вовремя не начать процесс коррекции педагогической запущенности детей, то дезадаптация начнет прогрессировать. И чем старше становится ребенок, тем больше усугубляется ситуация: запущенность становится еще и социальной, подросток становится неуправляемым, теряет все ценностные ориентиры и установки. С такими нарушениями он попадает в детские исправительные учреждения — колонии для несовершеннолетних.
Профилактика
Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:
- Создание комфортного психологического климата в семье и обозначение семейных ценностей.
- Создание условий обучения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретного ребенка.
- Стимулирование самостоятельности и интереса к какому-либо виду деятельности, вовлечение в совместные дела.
- Сбалансированный стиль воспитания. Доверительное общение с ребенком, разбор различных ситуаций, внимание к его мыслям и чувствам, конструктивная и аккуратная критика его действий там, где это действительно нужно.
- Стимуляция активности и мотивация к деятельности, создание условий для самореализации.
Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.