Селективный мутизм – это избирательная немота, связанная с высоким уровнем тревоги и психического напряжения. У человека при этом развита речь, но он совершенно не может говорить, попадая в какие-то стрессовые для него ситуации или оказавшись в окружении недостаточно доброжелательных людей. Чаще всего этот недуг возникает у дошкольников, но при отсутствии лечения сохраняется у взрослого человека в виде застенчивости и неуверенного поведения.
Что такое селективный мутизм
Селективный мутизм, который также называется элективным или избирательным – это такое психическое заболевание, при котором взрослый или ребенок не может разговаривать в некоторых ситуациях или в присутствии определенных людей. Например, в присутствии учителя или начальника, в стенах школьного класса, в кабинете директора. При этом способность к речи у человека имеется: в привычных и не стрессовых для себя условиях он успешно общается и разговаривает.
Как проявляется селективный мутизм
Симптомы селективного мутизма чаще всего проявляются у детей. Взрослые адаптируются к своему состоянию, со временем научаясь поддерживать коммуникации при необходимости.
У детей
Дети с избирательным мутизмом умеют говорить и в семье чаще всего активно общаются с домочадцами. Но иногда возникают ситуации, в которых тревога и страх настолько захлестывают, что малыш не может сказать ни слова.
В большинстве случаев это происходит в школе или детском саду. Ребенок замирает и молчит, когда к нему обращаются или спрашивают его о чем-либо. При этом явно видно, что речь он понимает: реагирует на имя, выполняет поручения, может отвечать на вопросы движениями головы. Часто вступает в коммуникацию посредством мимики и жестов. Тревогу снимает навязчивыми движениями: что-то теребит в руках, перебирает волосы, тянет себя за ресницы.
Главное отличие селективного мутизма от других заболеваний, провоцирующих немоту, например, синдрома Аспергера или аутизма, является сохранность речи вообще и отсутствие ее только в конкретных ситуациях.
У взрослых
У взрослого человека селективный мутизм проявляется в большинстве случаев в виде тревоги и волнения. При общении с другими людьми он может говорить тихо, запинаться на каждом слове, краснеть. Также встречаются навязчивости: при разговоре человек может, например, усиленно перебирать что-то в кармане, тщательно намыливать руки или ковырять ногти.
Распространенность селективного мутизма
Заболевание чаще всего встречается у детей от 2,5 до 9 лет. До этого возраста отсутствие речи считают нормальным, а после – психика ребенка уже компенсируется самостоятельно или с помощью терапии, в результате чего он начинает общаться, хотя иногда это нелегко ему дается. По статистике, избирательный мутизм встречается не более чем у 1% населения, но есть вероятность, что фиксируются не все случаи. Также статистические данные указывают на то, что у девочек заболевание встречается чаще, чем у мальчиков.
Причины развития
Избирательный мутизм это заболевание, которое формируется в результате биологических и социальных факторов. К первым относятся наследственная предрасположенность к повышенной тревоге и слабый тип нервной деятельности. К социальным причинам относятся следующие:
- частое пребывание в стрессовых ситуациях;
- психотравмы;
- черепно-мозговые травмы;
- постоянные серьезные конфликты между членами семьи ребенка и с ним;
- авторитарный, слишком жесткий стиль воспитания;
- повышенная тревожность мамы;
- грубое обращение других взрослых, окружающих ребенка, например, педагогов;
Чем больше факторов развития элективного мутизма в жизни ребенка, тем больше вероятность его возникновения и тем труднее его корректировать.
Лечение
Для лечения селективного мутизма у ребенка принимается комплекс мер. Во-первых, это медикаментозная терапия, которая включает в себя:
- антидепрессанты;
- ноотропы;
- ингибиторы обратного захвата серотонина;
- нейролептики.
Эти лекарства способствуют снижению тревоги, расслаблению мышечных спазмов, снятию нервно-психического напряжения.
Во-вторых, обязательно применение психотерапевтических практик. Необходимо научить пациента другим поведенческим стратегиям, постепенно вытесняя привычные для него способы реагирования. Чаще всего работа ведется в следующих психотерапевтических направлениях:
- Когнитивно-поведенческая терапия помогает человеку осознать свое состояние и на поведенческом уровне научиться вести себя в трудных ситуациях иначе.
- Игровая терапия работает как с детьми, так и со взрослыми: помогает раскрыться, расслабиться, проиграть в выдуманных условиях ситуации, в которых возникает сильное нервное напряжение и повести себя в них не так, как в реальности. Со временем поведение в них переносится и на общение в реальных условиях.
- Тренинговые методики для снятия тревоги, повышения качества коммуникативных навыков, развития умения адекватно взаимодействовать с окружающими.
В-третьих, нередко ребенку нужна помощь логопеда. Так как речевой аппарат работает недостаточно часто и интенсивно, возникают нарушения его формирования, в результате чего появляются дефекты дикции. Логопед помогает в развитии речевого аппарата и формирует чистую речь с четким произношением.
Чем более широким будет комплекс методик лечения, тем больше шанс на полное выздоровление. Но нельзя переусердствовать: слишком частые занятия могут вызвать состояние стресса и привести к усугублению ситуации. Лучше начинать с минимального количества сеансов, а затем, когда ребенок будет готов, постепенно расширять их спектр.
Чем ребенку могут помочь родители?
Большую часть своей жизни ребенок проводит в семье. Условия в ней должны быть наиболее комфортными для него, чтобы избирательная немота постепенно отступала. Поэтому родители должны позаботиться о малыше, немного подстроив свой быт под него.
Что могут родители?
- Принять ребенка и его состояние. Не ругать за молчание, не пытаться заставить заговорить, так как эти действия лишь приведут к обратному эффекту. При попытках общения с ним других людей не отвечать за него на вопросы, а сообщать собеседнику, что ребенок заговорит, когда будет готов.
- Наладить взаимоотношения друг с другом. Ребенок, родители которого постоянно ссорятся, часто винит в этом себя. В результате у него снижается самооценка. Появляются страхи. Фобии и тревоги, которые часто являются пусковым механизмом для развития селективного мутизма.
- Пересмотреть отношения с ребенком. Родители часто не замечают, как сами формируют высокую тревожность у своего чада. Например, у авторитарных родителей ребенок часто имеет проблемы с общением в конкретных ситуациях из-за страха ошибиться и получить за это порцию неодобрения. А у родителей, которые сами имеют высокий уровень тревожности, дети считывают информацию о том, что мир опасен, и подсознательно делают вывод, что в нем лучше молчать, чем говорить.
- Повышать самооценку. Чем чаще ребенка хвалят за достижения, тем увереннее он себя чувствует.
- Давать волю эмоциям. Если ребенок дома агрессивен, научить его адекватным методам выплескивания гнева, например, порвать бумагу или побить подушку. При нервном напряжении можно дать малышу или школьнику таз с песком или крупой. Перебирая, пересыпая из руки в руку, ребенок постепенно успокаивается и расслабляется.
Мой опыт работы с детьми с селективным мутизмом
В детский сад пришел мальчик Тимур в возрасте 3,2 года. Мама сразу предупредила: он молчит, не разговаривает. После выяснения подробностей, стало известно, что дома речь в порядке, а в присутствии посторонних людей – полностью исчезает.
Первые две недели малыш, находясь в садике, все делал автоматически: сам ел, сам одевался, выполнял все просьбы и поручения. Мама, увидев, какой он самостоятельный, очень удивлялась: дома приходилось кормить его с ложки сам не кушал. Скорее всего, это также было связано с тревогой. В садике он старался сделать все так, чтобы поменьше взаимодействовать, чтобы не ругали. По маме скучал, но плакал тоже беззвучно, только слезы текли. Практически не улыбался, мимика почти отсутствовала. Речь отлично понимал.
Через несколько месяцев стал вести себя в саду более спокойно, взаимодействовал с ребятами, играл, участвовал в совместных занятиях, но по-прежнему молчал. С ним работал психолог детского сада, снимая мышечное и эмоциональное напряжение, а также малыш наблюдался у других специалистов вне детского учреждения. Говорить в детском саду начал лишь в возрасте 6 лет, благодаря длительной помощи врачей, психологов и логопедов. На сегодняшний день мальчик ничем не отличается от сверстников.
Заключение
Что такое селективный мутизм? Это состояние человека, когда он физически не может говорить в конкретных ситуациях в связи с высоким уровнем психического напряжения. Чаще всего встречается у детей дошкольного возраста. При правильном и своевременном лечении у малыша есть все шансы на полное выздоровление. Если же терапия отсутствует, то с возрастом психика человека компенсируется, но он все равно будет испытывать трудности при общении: застенчивость, неуверенность, боязнь высказать свою точку зрения.