Критическое мышление сегодня – это не просто индивидуально-типологическая характеристика личности, а критерий, в соответствии с которым руководители престижных фирм подбирают сотрудников. О важности этой способности пишут в интернете, периодических печатных изданиях, говорят в СМИ. Обучение критическому мышлению помогает человеку работать с непрерывно растущим потоком информации, отличать правду от лжи, грамотно интерпретировать предъявляемые ему факты и формулировать умозаключения. Но что же это такое – критическое мышление? Какие существуют методы и средства его развития?
Определение понятия
Критическое мышление – это способность человека к эффективному анализу поступающей информации и аргументированному отстаиванию своего мнения, пониманию позиции партнера по общению, грамотному формулированию выводов и принятию единственного верного решения с опорой на исходные данные. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации. Оно делает сотрудника действительно ценным кадром для предприятия, так как под ним подразумевается умение рассуждать. Способность человека ясно мыслить сочетает в себе логику и критичность мышления. При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.
Исходя из определения, можно сделать вывод, что признаками его наличия у индивидуума являются:
- умение устанавливать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями людей;
- понимание закономерностей исторических событий;
- способность из множества фактов и тезисов выбрать те, которые необходимы для решения конкретной ситуации;
- умение припоминать личный опыт (как положительный, так и отрицательный) в стрессовой ситуации;
- толерантность к чужому мнению и жизненным принципам другого человека;
- способность конструктивно воспринимать критику;
- умение аргументированно излагать свои мысли в диалоге;
- способность заметить противоречия и нестыковки в высказываниях собеседника;
- последовательность и доброжелательность в разрешении спорных моментов и конфликтных ситуаций;
- склонность к разрешению конфликтов мирным путем;
- отказ от шаблонных вариантов действий и стереотипности мышления;
- способность к самоанализу и потребность в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании.
Зачем развивать эту способность
Умение рационально рассуждать неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.
- Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.
Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.
- Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.
По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.
- Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.
Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.
Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:
- находчивость и сообразительность;
- скорость реакции;
- аналитический склад ума;
- рациональность и последовательность;
- уравновешенность характера;
- стрессоустойчивость и тактичность;
- толерантность и терпимость;
- самосознание;
Виды
Особенности критического мышления изучаются в возрастной психологии. Знания, тип информации, интеллект, особенности памяти, логика позволяют выделить следующие виды критического мышления:
- Слабый тип. Данный вид мышления часто называют псевдоинтеллектуальным. Его можно обнаружить у эгоистов, которых интересует только собственное благосостояние. Такие люди в своих действиях мотивированы корыстными целями.
- Сильный тип. Его примером может служить объективный подход к изучению чего-либо.
На сегодняшний день в психологии и педагогике существует только такой подход к выделению видов критического мышления.
Диагностика
С помощью психологических методик можно оценить уровень развития критического мышления. Если по результатам нескольких тестов у человека выявляется низкий уровень развития этого показателя интеллектуальной деятельности, не стоит отчаиваться: эта способность поддается развитию в любом возрасте. Сегодня существуют различные способы формирования критического мышления. Этот компонент интеллектуального конструкта личности проходит в своем развитии закономерные фазы.
Фазы
Основой обучения критическому мышлению являются 3 фазы:
- Фаза вызова. На этом этапе осуществляется актуализация имеющегося запаса знаний у человека и формирование интереса к теме и предстоящему обсуждению вопросов. Для решения задач этой фазы в государственных образовательных учреждениях и частных школах используют проблемные ситуации, иллюстрации, риторические вопросы, неправильные логические цепочки. Одним из главных условий эффективного обучения в современной дидактике и педагогике считается самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Критическое мышление проявляет себя в рассуждениях детей. На этом этапе педагог не оценивает правильность ответов учеников.
- Фаза осмысления информации. На этом этапе педагог организует работу учащихся с новым материалом. Для лучшего понимания нового материала рекомендуется сочетать индивидуальные, групповые и парные методы работы. Именно на этой фазе учащиеся пытаются найти ответы на вопросы, которые их волнуют, удовлетворить свой познавательный интерес с помощью поисковых методов работы, логических операций и способов обработки нового материала. Педагог на этом этапе выступает в роли координатора образовательного процесса.
- Фаза рефлексии. Здесь развивается способность анализировать информацию. Ученики обдумывают новый материал, у них формируется собственное отношение к услышанному, прочитанному, увиденному. Они сопоставляют новые факты с уже известными. Если на предыдущей стадии педагогу удалось создать оптимальные условия для продуктивной работы, то итогом рефлексивной стадии будет трансформация новых знаний в личный опыт учеников.
Технология развития критического мышления подразумевает интенсивную работу мозга. Критическое отношение к любым фактам требует интеллектуальной подготовленности.
Способы развития
Современная психология предлагает огромное количество эффективных способов развития критического мышления. Они не имеют возрастных ограничений, однако их принято классифицировать на детские технологии и технологии для взрослых. Этапы развития критического мышления последовательны, поэтому тренировочные задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».
Для детей
- Сравнение (сопоставление) – ключевой метод обучения детей критическому мышлению. На специально организованных занятиях педагог-психолог учит детей выделять как можно больше оснований для классификации разных предметов. Степень сложности заданий, предполагающих сопоставление предметов, постоянно нарастает, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Сначала педагоги-психологи используют в упражнениях такого типа простые предметы и вещи из привычного обихода. Постепенно ведущий учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, детям подросткового возраста становится доступна способность сравнения двух произведений одного и того же автора или двух фильмов одного и того же режиссера.
- Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска учениками решения проблемы.
- Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, который подкрепляет эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от педагога – это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не спешить помогать детям в случае возникновения трудностей во время изготовления произведения искусства. Лучше предоставить им время справиться со сложностями самостоятельно. В этом случае уже через несколько минут у ребят можно заметить признаки критического мышления.
- Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в ходе поиска ответа на самые разные вопросы. Когда педагог задает ученикам вопросы, он стимулирует их активность, внимательность. Теория развития критического мышления с помощью задавания ребенку вопросов полностью соответствует требованиям ФГОС.
- Логические упражнения, настольные игры, головоломки и ребусы. Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память
Для взрослых
- Участие в дискуссиях и дебатах. Такие мероприятия учат слышать и грамотно интерпретировать высказывания оппонентов. В соответствии с правилами проведения данных мероприятий, в этом случае вежливое поведение на протяжении всего обсуждения того или иного вопроса называют признаком развитого критического мышления.
- Метапознание. В этом методе стимулируется такие особенности критического мышления, как умение видеть себя со стороны, способность к рефлексии, самокритичность.
Мои рекомендации
Однажды на тренинге личностного роста один из подростков своими словами объяснил, что такое критическое мышление: это способность личности иметь собственное мнение относительно всего, что происходит вокруг. Наблюдение за групповой работой подростков позволило мне понять, как развить в себе критическое мышление. Свои соображения на этот счет я оформила в виде памятки, которую даю подросткам, когда меня приглашают на тематические классные часы в школы.
- Нужно постоянно заниматься саморазвитием: смотреть документальные фильмы и обсуждать их с друзьями или родственниками, читать книги разных жанров, осваивать новые виды деятельности и пробовать себя в различных направлениях декоративно-прикладного и технического творчества. Для критического мышление характерно всестороннее изучение вопроса, которое требует наличия у личности знаний в самых разных областях науки. В ходе обработки поступающей в мозг информации происходит развитие разных составляющих элементов критического мышления.
- При изучении какого-либо теоретического вопроса используйте не только рекомендованные преподавателем книги и статьи, но и альтернативные источники информации: тематические форумы в сети интернет, вебинары и интервью с известными людьми. Критическое мышление развивается в ходе формулирования своего совокупного определения того или иного термина на основе трактовок данного понятия разными исследователями.
- Анализируйте поведение людей в разных ситуациях. Критическое мышление включает в себя не только способность к рефлексии, но и понимание причин тех или иных поведенческих реакций окружающих людей. Знания в области социальной психологии помогают выстроить эффективное взаимодействие практически с любым человеком. Конечно, для успеха в этом деле понадобятся еще и развитые коммуникативные навыки.
- Как у взрослого человека можно развивать критическое мышление? Помочь развить ему навыки самоконтроля. Примером критического мышления в жизни человека можно считать привычку думать о последствиях своих действий.
- Столкнувшись с проблемной ситуацией, постарайтесь придумать несколько вариантов ее разрешения, которые вас полностью устраивают. Умение выбрать из нескольких вариантов самый оптимальный – показатель развитого аналитического ума.
- Извлекайте максимальную пользу из ошибок. Признаком отсутствия у человека критического мышления является его отказ от продолжения деятельности при первой же неудаче. В психологии ошибки – это факторы и движущие силы развития. Ошибки совершают все, но далеко не каждый умеет правильно к ним относиться. Чтобы извлечь максимальную пользу из ошибки, ее нужно тщательно проанализировать, установить причины ее возникновения, продумать способы ее исключения в будущем.
- Не нужно стесняться спросить что-то у незнакомого человека. Неумение задавать вопросы – это признак отсутствия критического мышления. Можно устроить самопроверку: сможете ли вы придумать 50 вопросов собеседнику о его любимой книге?
- Упражнения и игры со словами. Чтобы развить у себя навыки критического мышления, можно организовать игры со словами в компании друзей, так как все сложное в игре осуществляется легче. Например, можно выбрать предмет в комнате (к примеру, расческу или линейку) и постараться придумать как можно больше способов нестандартного использования этой вещи. Или сформулировать вопрос, а затем связать с ним случайное слово, найденное на странице в книге.
Заключение
Если говорить простыми словами, то критическое мышление в педагогике – это универсальная способность личности эффективно работать с информацией. Как овладеть этим ценным навыком? Нужно всего лишь научиться стимулировать критическое мышление. Постоянная работа над расширением собственного кругозора, решение логических задач, самообразование – вот доступные способы оптимизации работы мозга.