Замечали ли вы, как при просмотре фильма легко переноситесь из одной локации в другую? Как находите взаимосвязь между двумя рассказанными в фильме историями? Все это – чудеса монтажа. Связанные с ними исследования привели к появлению «эффекта Кулешова». Согласно ему, с помощью правильно смонтированных кадров можно манипулировать человеческим сознанием. Так ли это?
Суть эксперимента
Автор занимательного исследования – советский режиссер Лев Кулешов. Его цель – выяснить, является ли кино и кинематограф в целом искусством.
В 1917 году Кулешов высказал интересное мнение. По его словам, для создания картины режиссеру нужно собрать воедино никак не связанные между собой отдельные моменты. В результате они должны находиться в выгодной, цельной и ритмичной последовательности. Для наглядности он привел пример ребенка, который из отдельных разбросанных кубиков составляет слово или даже предложение.
В 1929 году в книге «Искусство кино» были описаны проведенные Кулешовым опыты. С их помощью он объяснил основные функции монтажа художественных фильмов.
Географический эксперимент
Зрителю показывали всего 6 кадров:
- Известная в те времена актриса Хохлова неспешно прогуливается на Петровке.
- Актер Оболенский, улыбаясь, идет вдоль Москвы-реки навстречу Хохловой.
- Актеры встречаются возле памятника Николаю Гоголю.
- Этот кадр демонстрирует Белый дом, находящийся в Вашингтоне.
- Оболенский и Хохлова уходят по Пречистенскому бульвару.
- По ступенькам актеры заходят в храм Христа Спасителя.
Кажется, ничего необычного здесь нет. Перед зрителями предстает единое пространство, цельная картина происходящего. Но есть одно но. Практически все зрители сказали, что артисты вошли в Белый дом.
Эффект Кулешова
Главный герой исследования – актер Иван Мозжухин. Зрителям последовательно показали 3 кадра:
- тарелка с супом;
- умерший ребенок;
- красивая девушка на диване.
Между ними показывали лицо артиста с одним и тем же неизменным выражением. Но испытуемые каждый раз видели совершенно разные эмоции. В случае с едой им казалось, что мужчина на экране очень голоден. Потом они думали, что его взгляд выражает скорбь по мертвому малышу, лежащему в гробу. И в третьем случае зрители считали, что он грустит по возлюбленной.
Эффект Кулешова четко прослеживается и на другом примере. И здесь также сложно определить, что чувствует актер.
Итак, сценарист придумал такую ситуацию. Человек в кадре читает только что полученное письмо. В следующее мгновение зрители видят написанное. Это сообщение об том, что любимая изменяет герою. Далее на экране снова появляется лицо. На этот раз крупным планом. На нем отображаются глубокие переживания.
В новой сцене герой также читает письмо. Только сейчас новость другого характера: он лишился всего своего состояния. По мнению Кулешова, если поменять лица актеров местами, переживания будут восприниматься так же, как если бы они шли в правильной последовательности.
Что показали исследования
Эффект Кулешова показывает, что чаще всего эмоции на лице актера не зависят от вызвавших их причин. Секрет томных взглядов в камеру заключается в грамотном использовании технологий и монтажа.
Эмоциональность актеров, конечно, тоже важна. Но одна и та же реакция может быть на разные обстоятельства. Для примера вспомните фильм «Покровские ворота». Там есть момент, когда герой Михаила Козакова, Костик, грустно смотрит куда-то вдаль. Это происходит в начале фильма, поэтому понять причину грусти практически невозможно. Это может быть что угодно. Все зависит от кадрового монтажа, последовательности картинок.
Другие исследования
1920-е годы по праву считаются золотой эпохой для кинематографа. Такого прорыва больше не было за всю его историю. В тот период проводилось множество экспериментов, доказывающих, что с помощью монтажа можно влиять на восприятие той или иной картины зрителем.
Один из примеров – «монтаж аттракционов» Эйзенштейна. Суть заключается в следующем: при сближении двух отдельных кадров им нужно придавать некий третий, тайный смысл. Это поможет создать метафору, передать главную идею без ее отображения. Она появится в сознании зрителей как итог столкновения двух картинок.
Не остался в стороне и Альфред Хичкок. В снятых им видеороликах видно, как с помощью монтажа можно превратить ничем не примечательного пожилого мужчину из доброго улыбающегося человека в извращенца. Его лицо при этом не меняется.
Интересно, что Эйзенштейн продолжал экспериментировать. Он создал теорию, согласно которой в фильме не должно быть главных и второстепенных героев, выраженного сюжета. Задача же режиссера при этом – правильно использовать монтаж. Правда, эта теория не нашла применения. Съемки фильма «Бежин луг» закрыли еще до их окончания из-за усложненности.
Особенности зрительского восприятия
Эффект Кулешова поставил кинематографистов перед небольшой проблемой. С одной стороны, опыты доказали, что зрительским восприятием легко манипулировать. Достаточно правильно выстроить последовательность кадров. Но с другой стороны, можно ошибиться с ожиданиями людей.
То, как будут идти сцены в фильме, определяется еще на уровне построения сценария. Все переходы согласовываются между собой, дополняют друг друга, уточняют. Это и есть монтаж. Во времена Кулешова он осуществлялся 2 способами:
- Команда снимала отдельные сцены. После из отснятого материала выбирали лучшие моменты в актерской игре, смене декораций, движении предметов.
- Отснятые сцены проявляли и печатали. После их собирали по сценарию или в литературной последовательности.
Сейчас процесс не сильно изменился. Поэтому возникают те же вопросы, которыми задавался Кулешов: где же искусство кинематографа? Ответить на него так никто и не смог.
Заключение
Эффект Кулешова раскрывает тайны кинематографа. Известный в прошлом столетии режиссер выяснил, что с помощью обычного монтажа можно влиять на подсознание зрителей. В итоге восприятие картины будет зависеть не от сюжета, а от того, в какой последовательности кадры сменяют друг друга.