Прием шесть шляп – это метод критического мышления, который позволяет взглянуть на проблемный вопрос с шести разных сторон. Он подходит для индивидуальной и групповой работы, для малышей и подростков, для детей с различными индивидуально-психологическими особенностями. Применяется как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности, когда необходимо решить спорный вопрос. Часто в школе и детском саду проводятся воспитательные занятия с применением метода «шесть шляп».
Суть приема «шесть шляп»
Прием«шесть шляп мышления» похож на ролевую игру, задача участников которой – посмотреть на проблему с разных позиций. Его создатель, Эдвард де Боно, предложил разделить процесс обдумывания проблемной ситуации на шесть режимов для того, чтобы упорядочить его у одного человека или сразу группы людей. В результате проделанной работы возникает свежее творческое решение спорного вопроса. Так, суть метода заключается в том, что тот, кто в данный момент обдумывает вопрос, мысленно (для подростков и взрослых) или реально (для малышей и начальной школы) надевает на себя головной убор одного из 6 цветов, представленных ниже. Каждая из этих шляп побуждает человека мыслить с определенной позиции:
- Белая шляпа отвечает за факты и вводную информацию.
- Синяя – побуждает мыслителя к координации деятельности в группе
- Красная – позволяет своему пользователю быть чувствительным и эмоциональным.
- Желтая – поддерживающая, вселяет оптимизм и надежду на благоприятный исход проблемы.
- Черная – позволяет мыслителю высказывать свои опасения и предупреждать о рисках.
- Зеленая – это шляпа творческого человека, который ищет креативные пути выхода из ситуации.
Как использовать прием «шесть шляп» мышления на уроках
На уроках часто возникают ситуации, которые вызывают много споров. Чаще всего это уроки окружающего мира, обществознания, истории и литературы. Для того, чтобы разрешить противоречия, иногда используется прием «шесть шляп критического мышления». Можно распределить детей так, как они желают, например, тем, кто основывает свои предположения на эмоциях, выдать красные шляпы. А можно предложить им же «примерить» противоположные роли, например, белые шапочки, чтобы они учились отодвигать эмоции в сторону и оперировать только фактами.
Перед обсуждением необходимо обговорить основные правила: не перебивать других, внимательно слушать, а главное – стараться оставаться в соответствующем образе, который определяет способы мышления, и не менять его до окончания игры.
После обсуждений учитель организует рефлексию. Здесь необходимо дать высказаться каждому: было ли трудно, что понравилось или не понравилось, какие выводы для себя сделали, к какому решению пришли.
Алгоритм работы с приемом
Алгоритм приема шести шляп критического мышления можно представить следующим образом:
- Постановка проблемной ситуации.
- Распределение цветов «головных уборов». Это можно делать разными способами: по желанию, с помощью жеребьевки, с помощью случайного или намеренного разделения на группы по особенностям мышления.
- Подготовка в группах общей точки зрения по вопросу с учетом назначенных ролей.
- Озвучивание и обсуждение получившихся предположений.
- Подведение итогов обсуждения.
- Рефлексия.
Пример использования приема шести шляп мышления
На уроке чтения в начальной школе можно потренироваться в использовании приема шести шляп на простой сказке «Колобок». Здесь будет немного иное значение цветов, но в этом возрасте главная задача детей – понять суть. Например, все, кому достался зеленый цвет, должны проявить фантазию, а кто оказался в белом – раздобыть как можно больше фактов. Так, детям дается задание рассказать сказку «Колобок» по-новому. А дальше идет распределение по группам:
- Шляпа белого цвета предполагает деловой разговор с большим количеством терминов, определений и фактов. Например: «Колобок – это круглое хлебобулочное изделие, приготовленное из муки, масла и сметаны».
- Желтого – отвечает за художественную речь, как будто рассказывает сказку, приводя большое количество эпитетов и сравнений. Например: «Колобок был румяный, красивый, ароматный! А как пел – заслушаешься, совсем как соловей!»
- Человек в шляпе черного цвета рассказывает страшные истории или сказки. Например: «Раскрыла лиса рот, а там огромные острые зубы! У Колобка побежали мурашки по телу, и он громко закричал от ужаса!»
- Красного – побуждает человека к чувственному повествованию, возможно, даже к написанию стихов. Например:
Колобок – румяный бок,
Катится – старается,
Вот, запрыгнул на пенек,
А Лиса – кусается!
- Зеленого – позволяет мыслителю пофантазировать. Например: «Не глуп был Колобок. Не стал прыгать лисе на нос, а покатился от нее, как и от всех остальных! Катается он теперь по всей планете и ищет свое истинное предназначение».
- Синий цвет – это нейтральная группа и она представляет собой жюри.
Мои советы по использованию приема
Для применения метода критического мышления «Шесть шляп» можно дать несколько рекомендаций:
- Начинать знакомство с методом лучше всего с простых задачек, чтобы дети могли понять правила игры и запомнить роли каждого из цветов.
- В дошкольном возрасте и в начальной школе метод лучше использовать в игровой форме, а для цветов предлагать более простые значения.
- Лучше, если разделять детей на группы в детском саду и начальной школе будет учитель, а при повторном использовании метода – менять группы местами, давая детям возможность побыть в разных ролях.
- Для подростков и старших классов можно предложить распределение на группы по жребию или по желанию.
- Перед обсуждением обязательно проговорить и записать правила общения в течение игры, чтобы не возникало лишних споров и ссор.
- Обсуждение должно быть организованным: учитель руководит процессом, предлагая высказаться той или иной группе и предотвращая конфликты.
- На этапе рефлексии нужно постараться дать возможность высказаться каждому из участников.
Заключение
Развитие критического мышления с помощью метода «шесть шляп» помогает детям научиться самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, смотреть на проблемные ситуации с разных сторон. Метод можно применять с разными категориями детей, в рамках разных уроков и ситуаций. Главное – правильно организовать процесс, чтобы обучающиеся или воспитанники смогли высказаться и выслушать друг друга, а не превратили занятие в бесконечные споры.