Проблемы подросткового возраста и их решение

Проблемы подростков возникают на фоне бурного физического и психического развития в пубертатном периоде. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей, парадигмы семейного воспитания и других факторов, у одних подростков возникают острые проблемы, которые вызывают еще более острые эмоции, у других есть понимание, что все проблемы решаемы, и они стараются просто работать над собой, не впадая в панику или депрессию.

Причины психологических проблем у подростков

Причинами социальных проблем подростков иногда становятся самые неожиданные факторы, но психологи выделяют несколько из них, которые встречаются чаще всего.

Неправильное воспитание

В зависимости от стиля воспитания в семье и доверительности отношений с родителями риск возникновения проблем подросткового периода может быть разным. Например, в авторитарной семье, где родители не склонны договариваться с ребенком, постоянно его критикуют, не считаются с его мнением и не дают ему возможности самостоятельно принимать решения, подросток чувствует себя подавленным, ощущает свою беспомощность и пытается вырваться из-под тотального контроля.

При попустительской системе воспитания в семье ребенок, хоть ему практически все дозволено, не чувствует себя нужным, не знает всех правил и границ поведения в обществе.

И у тех, и у других подростков однажды возникают какие-либо серьезные проблемы с реализацией их ведущей деятельности – общением. Они или не умеют общаться и плохо идут на контакт, или становятся отвергнутыми в результате неприемлемого для сверстников поведения: слишком замкнутого, чрезмерно прилипчивого, нечестного или навязчивого.

Интенсивный рост организма

Внешний вид подростка весьма непропорционален, в связи с чем у детей начинают формироваться комплексы: слишком высокий или низкий рост, раньше или позже других появившиеся признаки полового различия, неприятный запах, проблемы с кожей и прочее.

Тяга к компании сверстников

Ведущая деятельность подросткового возраста, по мнению Л.С. Выготского, – общение со сверстниками. Первые проблемы здесь возникают у тех, кто не научился в дошкольном возрасте и в начальных классах качественно общаться. Одни не умеют налаживать контакт и поддерживать темы для разговоров, они часто страдают от сниженной самооценки и одиночества. Другие пытаются общаться слишком активно, в результате чего оказываются непринятыми, они также переживают от одиночества и отсутствия близкого окружения сверстников.

Появление ощущения взрослости

Подросток считает себя взрослым: хочет сам принимать решения, тратить деньги, выражать свое мнение, демонстрировать свою свободу действий. При этом, от «взрослой» жизни он хочет получать только положительные моменты. Но существует мир реальных взрослых, который ограничивает его: «Кроме прав не забывай про обязанности», «Нет такого слова – не хочу, есть слово – надо!», «Дома нужно быть в 10 вечера и ни минутой позже». В результате возникают конфликты, в которых подросток или проявляет агрессию, или чувствует себя беззащитным.

Психологические проблемы в подростковом возрасте

Спектр актуальных проблем подростков достаточно широкий, но их можно разделить на четыре большие группы.

Проявление гиперсексуальности

Подростковый период не зря называется еще и периодом полового созревания. Организм ребенка постепенно готовится к выполнению своих природных функций – оставлению потомства. Вместе с половой системой развивается и гормональная, поэтому подростки стараются побольше узнать о сексе, некоторые – даже пробуют в этом возрасте заводить первые половые связи, что также является серьезной проблемой.

Еще одно проявление гиперсексуальности – эротомания. Это желание, чаще всего возникающее у девушек, стать более привлекательной для противоположного пола. Здесь появляется своеобразный выбор одежды: джинсы с экстра заниженной талией, глубокие декольте, оголенные плечи и поясницы, неумеренное применение макияжа.

У подростков обоих полов иногда возникает склонность к мастурбации – так они неосознанно продолжают знакомиться со своим телом, но зная, что это занятие не поощряется обществом, одновременно они испытывают чувство вины за свои действия. Некоторые девушки в современном обществе, где непорочность не является признаком порядочности, комплексуют в связи со своей девственностью.

Попытки самоутвердиться

Подростки пытаются доказать взрослым свою значимость и, одновременно, независимость от них. Реализовать эту потребность они пытаются разными способами. Девиантные проявления: побеги из дома, пристрастие к вредным привычкам, школьные прогулы дают подростку иллюзию, что он свободен и независим. Конфликты со взрослыми, упрямство в доказательстве своих решений, агрессия в ответ на попытки вмешаться в его частную жизнь также, по мнению ребенка, помогают ему продемонстрировать свою взрослость себе и окружающим.

Желание слиться с группой сверстников

В зависимости от того, в какую референтную группу попал подросток, он станет положительным или отрицательным героем общества. Если его окружение стремится к каким-то знаниям и достижениям, то и он, скорее всего, будет за ними подтягиваться и проявлять себя в лучшем свете, чтобы быть принятым. В случае, когда вокруг оказались сверстники, нацеленные на криминал, вредные привычки, прогулы школы, то даже подросток, бывший ранее, по мнению взрослых, примерным, начнет соответствовать компании с той же целью – быть принятым.

Согласно мнению психологов, выбор референтной группы ребенком зависит от его изначальных интересов, а также от степени близости и доверия в отношениях с родителями. Если ему некомфортно в семье, то он, скорее всего, свяжется с «плохой компанией», так как завоевать их доверие и влиться в их группу проще, чем в компанию «положительных» детей.

Когда подростку в семье хватает уважения, тепла, любви и понимания, то он оказывается весьма самодостаточным, ему не нужно никому ничего доказывать, поэтому он не переживает, что подростки с положительными целями его не примут: он верит в себя и общается только ради удовольствия.

Слабость, замкнутость, депрессии, попытки суицида

С этой проблемой социализации часто сталкиваются подростки с низкой самооценкой, ощущением собственной ненужности и незначимости, слабой нервной системой. Они не имеют друзей в школе и за ее пределами, не идут на контакт с родителями и взрослыми, отказываются от прежних увлечений и интересов, испытывают проблемы общения. Часто они перестают заботиться о себе: соблюдать гигиену, причесываться, вовремя есть и спать. В современном мире наиболее часто такие подростки уходят в виртуальный мир: анонимно общаются со сверстниками в сети, играют в онлайн-игры и пропадают за компьютером целый день.

Способы разрешение психологических проблем современных подростков

Если рассуждать исходя из основных групп основных проблем подростков, перечисленных выше, то можно увидеть следующие методы работы с ними:

  • Просвещение. Родителям стоит на доступном языке, но без лишних подробностей общаться с детьми на тему секса. Акцентировать внимание на контрацепции, последствиях ранних половых контактов, собственном первом опыте, если он положителен. Беседа должна быть не в форме нравоучений, а в форме дружеского разговора. Лучше – с родителем одного пола. Общение на эту тему должно быть честным, желательно постараться ответить на все вопросы, которые возникают у взрослеющего ребенка. Нет ничего постыдного в этих разговорах, будет хуже, если ребенок узнает обо всем в искаженной форме от сверстников, или в связи с не информированностью, заразится неприятным заболеванием либо поучаствует в зачатии ребенка.
  • При деструктивном поведении, заключающемся в криминальных действиях или вредных привычках, важно вовремя установить с ребенком психологический контакт, найти для него нужные слова и направить его потребность самореализоваться в более мирное русло: спорт, искусство, творчество. Если родители чувствуют, что уже не могут самостоятельно повлиять на ситуацию, то следует обратиться к специалистам психологам и психотерапевтам.
  • Для снижения риска попадания ребенка в «плохую» компанию важно поддерживать с ним эмоциональную связь, постоянно с ним разговаривать на интересующие его темы, демонстрировать свою любовь, но стараться ненавязчиво держать его поведение в позитивном русле, мягко сообщать о неприемлемости девиантного поведения в обществе.
  • Склонность к депрессиям обычно вызвана предрасположенностью к этому нервной системы, но обострение возникает на фоне непонимания и непринятия подростка взрослыми. При возникновении признаков депрессии: апатии, постоянной печали, уменьшении количества контактов, мыслях о своей ничтожности, важно вовремя разобраться в причинах и постараться вместе устранить их. Если ситуация выходит из-под контроля, то следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Мои рекомендации

Наиболее стойкие дети, которые могут противостоять подобным основным проблемам подросткового возраста и быстро найти их решение, воспитываются в семьях с авторитетным стилем воспитания. Ребенок, который с детства привык, что его слушают, что любую ситуацию можно спокойно обсудить, а проблему попытаться совместно решить, скорее всего, не будет пытаться доказать взрослым свою значимость: он и так знает, что его уважают. Поэтому важно поддерживать с ребенком связь и доброжелательные отношения еще до наступления пубертата.

Конечно, совсем без конфликтов с подростком обойтись невозможно, но решать их лучше конструктивно: обсуждать, вместе искать пути выхода, иногда идти на уступки и слушать мнение подростка. Чем больше родители и учителя давят и пытаются «поставить на место» взрослеющего человека, тем сильнее его протесты и изощреннее попытки доказать свою значимость. При этом пускать его поведение на самотек – тоже не вариант, важно поддерживать здоровое общение без упреков и унижений, в доброжелательной обстановке.

Заключение

Проблемы подростков в современном мире возникают практически у всех представителей этого возраста, и их решение не всегда легко дается. Но чем более правильно при этом ведут себя взрослые, тем быстрее и спокойнее пройдет кризис. Необходимо оставаться с ребенком в контакте, независимо от его поведения. Не усугублять ситуацию нравоучениями и унижениями, не делать попыток вернуть поведение ребенка к тому, какое оно было в начальной школе. Во-первых, это тормозит развитие, а во-вторых, провоцирует на более сильное отторжение.

При возникновении ситуаций, когда родители понимают, что не могут справиться самостоятельно, нужно вовремя обращаться к специалистам – психологам и психотерапевтам. В ином случае повышается риск неблагополучных выходов из кризиса: девиантное и преступное поведение, суицид, клинические депрессии.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Строгонова Мария Александровна/ автор статьи

Эксперт информационного ресурса: Doctor-Loder.ru
Профессиональный стаж: 5 лет.
Врач 2-й категории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник про причины, симптомы заболевания и о лучших способах лечения