Шестишаговый рефрейминг техника позитивных изменений

Шестишаговый рефрейминг, используемый психологами, помогает изменить свое поведение в какой-то конкретной ситуации и отношение к нему. С виду сложная техника на самом деле не займет много времени. Главное — внимательно прочитать инструкцию и действовать в согласии с ней. Только в таком случае вы сможете открыть подсознание для работы с ним.

Схема 6-шагового рефрейминга

Рефреймингом в психологии называют технику изменения восприятия окружающих объектов, событий или даже качеств. Главная цель — изменить поведение, избавиться от неудачных шаблонов, хранящихся в подсознании. Применяется техника в нейролингвистическом программировании.

Шестишаговый рефрейминг пользуется наибольшей популярностью среди психологов. Как видно из названия, он состоит из 6 частей. Схема выглядит так:

  • определение проблемы;
  • создание контакта;
  • формирование позитивного намерения;
  • выбор 3 вариантов поведения;
  • экологическая проверка;
  • взятие ответственности.

Каждый шаг имеет свои особенности.

Подробное пошаговое описание

Итак, техника проведения шестишагового рефрейминга предполагает работу с подсознанием, вернее, с его отдельными частями.

Нежелательное поведение

Для начала нужно выявить проблему или поведение, которое вам не нравится. Можете не обозначать его словами. Просто представьте или прочувствуйте. Дайте название, используя буквы, цифры или цвета. Пусть это будет поведение X.

Постарайтесь относиться к иксу нейтрально, беспристрастно. Конечно, делать это будет сложно. В особенности потому, что оно вам неприятно. Но помните, что все эпитеты, которыми вы хотите его наградить, — это оценочное суждение. Оно может помешать рефреймингу.

Есть еще один нюанс. Не все проблемы можно решить, сменив свое отношение к ним. Бывают случаи, когда так и нужно поступить. Но иногда все же требуется изменить само поведение.

Контакт с частью личности

Теперь нужно наладить контакт с той частью личности, которая отвечает за поведение X. Ее также следует назвать. Пусть это будет А. Убедите ее в том, что вы цените ее, не собираетесь отказываться, несмотря на то, что она ответственна за неприятные для вас действия.

Задайте себе вопрос: готова ли часть A говорить со мной в моем сознании? Обратите внимание на свою реакцию в этот момент. Запомните звуки, ощущения, эмоции. Выберите из них какой-то сигнал для общения.

Дальше нужно спросить у части А, какими сигналами она будет обозначать ответы «да» и «нет». Выразите желание, чтобы они имели ярко выраженные отличия, чтобы вам было проще ориентироваться в ответах. По возможности попросите по очереди продемонстрировать их.

Намерение части А

Поведение — это способ достижения какой-либо цели, но не сама цель. По сути, это инструмент. Принимая этот факт во внимание, нужно задать части А несколько вопросов. Для начала спросите, расскажет ли она вам, какую цель преследует, используя поведение X? Далее действуйте в зависимости от ответа:

  1. Если ответ утвердительный, просите честно рассказать о намерении. Будьте готовы к сюрпризам.
  2. Если ответ «нет», просто предположите существование намерения. В этом случае оно останется бессознательным.

Следующий вопрос касается правильности этого намерения. Принимает ли его сознание? Могла бы в нем появиться часть, которая будет за него отвечать?

И, наконец, третий вопрос. Если бы существовали не менее надежные способы достижения той же самой цели, воспользовалась бы часть А ими? Если бы способы оказались более эффективными и приятными для сознания, согласилась бы она заменить ими поведение X?

Попытайтесь лучше познакомиться с частью А. Задайте ей вопросы:

  1. Зачем тебе нужно поведение X?
  2. Что ты от него получаешь?
  3. К чему ты будешь стремиться после достижения этой цели?
  4. Если ты достигла цели и получила желаемое, что еще более важное тебе нужно?

Получив ответы на вопросы, мысленно поблагодарите часть А за откровенный разговор.

Новое поведение

На этом этапе шестишаговой техники рефрейминга к работе подключается творческая часть сознания. Так и назовем ее — ТЧ. Она вступает в игру, когда есть необходимость придумать что-то новое, креативное, необычное.

Ваша задача — договориться с ТЧ о том, чтобы она придумала 3 модели поведения взамен X. Важно, чтобы они понравились вам и служили достижению цели части А.

Часть А должна сама сообщить ТЧ о своем намерении. Ей нужно внимательно проанализировать предложенные варианты. Если какой-то из них понравится, часть А должна подавать установленный сигнал.

Может случиться так, что придуманные ТЧ варианты будут отвергнуты. Это говорит о том, что в сознании есть другие части, которые используют поведение X в своих целях. Вам придется договориться и с ними. Скажите, что уважаете их мнение, и поэтому будете с ними советоваться.

Творческая часть может придумать больше, чем 3 варианта. Но А нужно выбрать именно такое количество.

Экологическая проверка

Правильное выполнение этого этапа шестишагового рефрейминга крайне важно. Здесь нужно определить, не навредят ли вам варианты, предложенные ТЧ. В случае, когда техника применяется во время сеанса психологом, нужно понять, не навредят ли новые модели поведения клиенту.

Итак, вопрос, который нужно задать, — все ли части сознания согласны вариантами замены поведения X? Если все нормально, можно переходить к следующему шагу. А что делать, если вдруг кто-то против?

Нужно собрать все протестующие части и вернуться к ТЧ. Они должны рассказать, что их не устраивает. ТЧ придется придумать другие варианты. Часть А снова выберет 3 наиболее подходящие. О выборе каждого из них нужно сообщать заранее оговоренным сигналом.

Теперь главный вопрос нужно повторить снова. Если все согласны с планом действий, нужно идти на 6 шаг. Если нет, снова повторить 4.

Ответственность

На последнем этапе в разговор вступает часть А. Нужно выяснить, готова ли она взять на себя ответственность за использование 3 выбранных вариантов замены поведения X. При этом важно напомнить ей, что они более эффективны. Обычно ответ утвердительный.

Но бывают случаи, когда А отвечает отрицательно. Причины может быть 2. Первая — вы не заметили несогласных. Нужно повторить пункт 4. Вторая — часть А боится, что у нее не получится справиться с поставленной перед ней задачей. Предложите в таком случае не спешить, а попробовать новые модели поведения в течение нескольких месяцев.

Заключение

Шестишаговый рефрейминг — возможность не только изменить и мышление, и поведение. Но помните — ничто не вечно. Измениться навсегда невозможно. Может быть, обстоятельства изменятся настолько, что выбранные модели поведения станут неэффективными. В таком случае все 6 шагов придется повторить еще раз.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Строгонова Мария Александровна/ автор статьи

Эксперт информационного ресурса: Doctor-Loder.ru
Профессиональный стаж: 5 лет.
Врач 2-й категории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник про причины, симптомы заболевания и о лучших способах лечения