Зефирный тест – это необычная методика психологической работы с детьми. Ее создатель, профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел впервые провел зефирный эксперимент над детьми в конце 1960-х годов.
Ученый выявил, что определенные черты характера ребенка способны помочь ему достичь успеха в жизни. Рассмотрим далее, насколько верно это утверждение, как обнаружить такие черты и какую роль играет зефир.
Как проходил эксперимент
Стэндфордский зефирный эксперимент проходил с участием 8 исследователей и 32 детей в возрасте от 3 до 5 лет. Перед каждым из маленьких участников стояла одна и та же задача – продемонстрировать способность к самоконтролю.
Эксперимент с зефиром довольно прост. Взрослый заводит в комнату ребенка и усаживает в кресло, а на столе перед ним лежит сладкая зефирка. Когда малыш замечает лакомство, ученый говорит: «Мне нужно отойти на 15 минут, а ты меня подождешь. В мое отсутствие ты можешь съесть этот зефир, но, если дождешься меня и не съешь – получишь еще одну зефирку в награду за ожидание. Решать тебе».
Зефирный тест Уолтера Мишела позволяет определить, способен ли малыш спрогнозировать получение сладости в двойном размере и сдержать свое желание съесть угощение прямо сейчас.
Результаты зефирного эксперимента
Эксперимент с зефиром и детьми завершился успешно. Когда взрослый объяснял ребенку правила ожидания и вознаграждения, 90% малышей соглашались дождаться. Однако противостоять манящему зефиру целых 15 минут смогла только одна треть испытуемых. Остальные же съедали сладость почти сразу же.
Результат зефирного эксперимента Уолтера Мишела был опубликован в 1972 году. Долгосрочный проект длился до 2011 года, и все это время исследователи продолжали наблюдение за его участниками. Такой путь был выбран с целью доказательства прямой связи между самоконтролем и достижением успеха.
Дальнейшая судьба участников
Дети, прошедшие зефирный тест, выросли. Эксперимент, наконец, завершился. Все эти годы исследователи наблюдали за участниками и выявили ту самую взаимосвязь между самоконтролем в детстве и успехом в дальнейшей жизни.
Участники, проявившие максимальную стойкость, успешно сдали итоговый тест по окончании школы. Уровень их IQ был на порядок выше по сравнению с остальными школьниками. Все это позволило им поступить в университеты и продолжить учиться.
Дети достигли успеха не только в сфере учебы. Участники зефирного эксперимента оказались менее подвержены зависимостям, вредным привычкам, эмоциональной нестабильности.
Те дети, которые не смогли удержаться и съели зефир, показали менее значительные результаты. Они средне или плохо сдавали итоговый тест и слабо учились. Ребята из их числа имели вредные привычки, некоторые из них проявляли признаки депрессии и не могли справиться со стрессом.
Исследователи первого эксперимента были уверены, что жизненный успех напрямую зависит от способности ребенка проявлять самоконтроль.
Опровержение зефирного эксперимента
Уолтер Мишел и его зефирный тест для детей привлекли интерес множества психологов. Профессора университета из Нью-Йорка пришли к заключению, что 32 участника – слишком мало для подтверждения теории.
Тогда они провели эксперимент над 900 детьми разного возраста из разных слоев общества. В результате повторного теста с уже большим количеством участников был сделан вывод, что шансы на успех в жизни абсолютно одинаковы у всех детей.
Заключение
Самоконтроль – полезная черта характера и для детей, и для взрослых. Однако уровень ее развития не способен точно определить, какой жизненный путь ждет ребенка. Зефирный тест для детей – это интересное развлечение и своеобразная игра, но всерьез воспринимать результат эксперимента не стоит.
Если ваш малыш не готов откладывать удовольствие или вообще не любит зефир – не расстраивайтесь, потому что это ничего не доказывает. Каждый человек уникален, и никто не может предсказать его судьбу. Главное – любить ребенка и помогать ему становиться гармоничной личностью.