Арт-терапия – что это за метод коррекции в психологии

Арт-терапия – одно из самых интересных направлений практической психологии. Сегодня арт-терапия имеет многочисленные формы и вариации, эту методику работы используют психотерапевты, клинические психологи и педагоги-психологи.

Как терапевтический метод, арт-терапия появилась в середине прошлого века, когда закончилась Великая Отечественная Война. Но арт-терапия используется многими людьми самостоятельно, а не только как метод коррекции эмоциональных состояний, тех или иных отклонений в психике и поведении. Многие считают это занятие своим хобби, занимаясь арт-терапией в домашних условиях.

Так что же это – арт-терапия? Стихийный творческий процесс или целенаправленное решение проблем посредством искусства?

Сущность арт-терапии

Что такое арт-терапия в психологии? Арт-терапия – это исцеление творчеством. Это означает, что в психологии арт-терапия через творческую самореализацию позволяет человеку обрести гармонию с собой и с миром, сбросить психоэмоциональное напряжение. Этот метод психокоррекции позволяет установить связь между сознательной сферой человека и его подсознанием. Это своеобразный мост между бессознательной сферой и разумом.

Методы арт-терапии основаны на метафоре, которая вскрывает причины тех или иных негативных отклонений в поведении, сбоев в работе нервной системы. Человек с помощью различных материалов создает образ своей проблемы и под руководством психолога работает с ним. Кроме метафоры в арт-терапевтических техниках используется пантомима: посредством движений под музыку или во время прослушивания сказки происходит исцеление души. Различные направления творчества снимают блоки сознания с эмоциональной сферы, позволяя человеку проработать негативные переживания.

Этапы занятия

Обязательными этапами занятия являются:

  1. Вводный этап, на котором психолог устанавливает контакт с участниками, настраивает людей на предстоящую деятельность. Ведущий сообщает группе цели данной встречи, предлагает на выбор техники работы.
  2. Этап непосредственного творчества. На данном этапе участники группы погружаются в атмосферу творчества. Прислушиваясь к себе, своим внутренним ощущениям, они заняты процессом создания шедевра в той или иной технике. Ведущий поддерживает обратную связь с группой через вопросы, разрешение проблемных ситуаций, комментирование отдельных моментов.
  3. Этап обсуждения процесса и результата работы. На данном этапе участники демонстрируют свои работы, делятся впечатлениями, задают вопросы ведущему или же отвечают на его вопросы. Психолог в индивидуальном порядке дает рекомендации каждому участнику, подводит итог занятия.

Принципы

А. Хилл утверждал, что терапевт при организации сессий по арт-терапии должен соблюдать следующие принципы:

  1. Принцип субъективного отношения. Терапевт должен относиться к каждому участнику сессии как к активному субъекту, как к личности. В ходе творческого процесса каждый участник группы является творцом, поэтому неуместно говорить об ошибках в рисунке или поделке человека. Руководитель группы не является учителем для участников, не навязывает им свое видение и свои идеи. Он всего лишь помогает людям познавать самих себя. Он не планирует учить клиентов работать по образцу. Метод арт-терапии заключается в создании уникальных работ, неповторимых образов, отражающих индивидуальность каждого участника группы.
  2. Принцип активности. Руководитель группы стимулирует инициативность и активность участников. Для того, чтобы у психолога была возможность помочь человеку разобраться с собственными эмоциями и чувствами, нужно, чтобы клиент активно принимал участие в творческой деятельности.
  3. Принцип чувственной наглядности. Данный принцип предписывает терапевту создать на занятии такие условия для творчества, в которых были бы задействованы все анализаторные системы.
  4. Принцип обратной связи. Важным этапом занятий является обсуждение процесса и результата творческого погружения. В ходе группового обсуждения психолог анализирует результативность данного занятия, отмечает динамику в эмоциональном состоянии участников группы, планирует дальнейшую работу с участниками.

Примеры упражнений по арт-терапии

Для лучшего понимания арт-терапии как метода психокоррекции, приведу примеры нескольких упражнений.

  1. Упражнение «Аватар». Его цель – создание условий для понимания своего эмоционального состояния, осознания своих сильных и слабых сторон. Человека просят нарисовать портрет, который отражал бы свойства его личности и настроение. Материалы для создания образа «Я» автор портрета выбирает сам.

Данное упражнение подходит юношам и девушкам, которые стоят перед выбором жизненного пути.

  1. Упражнение «Дорога жизни». Цель упражнения – коррекция жизненных установок личности. Психолог просит клиента нарисовать дорогу жизни. Для этого индивиду требуется вспомнить свои достижения и неудачи, взлеты и падения. На рисунке эти ключевые моменты нужно обязательно обозначить. Когда рисунок закончен, психолог задает человеку следующие вопросы:
  • Вам нравится эта дорога?
  • Хочется продолжить путешествие по этому маршруту?
  • Возникает желание свернуть с этого пути? Если да, то почему?

Далее автору рисунка предлагают дополнить дорогу теми элементами, которые ждут за поворотом. Так психолог приводит человека к целеполаганию и определению целей на ближайшее будущее.

  1. Упражнение «Цветок». Цель упражнения – создать условие для самораскрытия детей. Психолог просит ребенка закрыть глаза и представить себе очень красивый цветок. После этого специалист начинает расспрашивать ребенка о внешнем виде цветка, о его свойствах, месте произрастания. Ответы ребенка отражают его личностные черты, дают психологу информацию об актуальном уровне психоэмоционального развития.
  2. Упражнение «Притча». Цель этого упражнения – мотивация человека к деятельности, стимулирование активности, самопрограммирование на успех. Это упражнение можно сделать самостоятельно дома. Необходимо взять текст любимой притчи или доброй сказки. В течение 3 минут нужно ее читать и выписывать в столбик те слова из текста, которые находят в душе эмоциональный положительный отклик. По истечению времени, отведенного на работу с текстом, из получившегося списка нужно выбрать 5-7 самых ярких слов и составить из них фразу, которая станет жизненным девизом на ближайшее время.

Преимущества и недостатки

Чем полезна арт-терапия? Преимущества арт-терапии:

  • с точки зрения возрастной психологии, метод является универсальным;
  • метод безопасен в использовании;
  • методика открывает для психологов глубины бессознательных структур личности;
  • есть возможность применения методики в домашних условиях;
  • это прекрасный инструмент для проработки как негативных переживаний, так и позитивных эмоций;
  • для тревожного, измученного переживаниями клиента это сублимация;
  • для людей с заниженной самооценкой несомненным плюсом арт-терапии является обретение уверенности в себе;
  • методика позволяет отчаявшимся людям вновь обрести смысл жизни, научиться жить в гармонии с собой, приносить окружающим пользу;
  • метод является эффективным при купировании немотивированной агрессии и аутоагрессии;
  • интересным и исцеляющим в арт-занятиях является не только процесс создания работы, но и результат – законченное произведение искусства.

Упражнения и техники арт-терапии приносят огромную пользу, но критики данного подхода отмечают, что у арт-терапии есть и недостатки: эта технология работы абсолютно неприменима к консервативным личностям и скептикам!

Мой опыт использования арт-терапии

В своей работе я использую арт-терапию в основном с подростками с целью коррекции их эмоционально-волевой сферы. На первых сессиях я сталкиваюсь с такой проблемой, как желание подростков следовать стереотипам, действовать по инструкции, пользоваться трафаретами.

Способность к творчеству у них блокируется желанием соответствовать продиктованным требованиям взрослых. Как только удается разрушить внутриличностные блоки, тут же выплескивается наружу вся гамма чувств, которые юноши и девушки старательно прячут от посторонних глаз (да и от самих себя тоже).

Сами участники группы на этапе обсуждения с удивлением сообщают о необыкновенной легкости, которая вдруг возникла в душе. Конечно, носить в себе клубок запутанных чувств и переживаний очень тяжело. А тут еще гормональные бури, кризис пубертата, первая любовь…

Работая с закрытой группой, я замечаю, что творчество меняет подростков. Они становятся выше в моральном и духовном плане. К концу занятий многие отказываются от экстравагантного стиля в одежде, демонстративной модели поведения, жаргонных словечек.

На мой взгляд, арт-терапия – это универсальный проводник между душой и телом, между сердцем и разумом. Когда мои клиенты жалуются на усталость, апатию, неудовлетворенность собственной жизнью, я советую им остановиться и прислушаться к своей душе. Ускоренный темп современной жизни не позволяет душе раскрыться, поэтому иногда нужно взять тайм-аут. Временная пауза в делах – это не роскошь, это необходимое условие сохранения психического здоровья.

Заключение

Исцеление творчеством – это относительно новое направление работы психологов и психотерапевтов. Эту технологию специалисты используют как самостоятельный метод психокоррекционного воздействия. Также элементы арт-методик могут применяться воспитателями и учителями в ходе организации образовательно-воспитательного процесса.

Это перспективное направление психологии в последние годы стремительно расширяется: появляются новые техники работы, требующие использования нетрадиционных материалов. Совсем недавно арт-терапию использовали только в психологических центрах, а сегодня этот метод проникает в самые разные сферы человеческой деятельности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Строгонова Мария Александровна/ автор статьи

Эксперт информационного ресурса: Doctor-Loder.ru
Профессиональный стаж: 5 лет.
Врач 2-й категории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский справочник про причины, симптомы заболевания и о лучших способах лечения