Эффект доктора Фокса — это психологический феномен, пользуясь которым многие псевдо-специалисты производят впечатление невероятно умных и одаренных людей. В процессе диалога важно слушать и слышать собеседника, участвовать в дискуссиях и высказывать разные точки зрения. Общение строится на принципе взаимности, если оно конструктивное. Но бывает так, что мы молча слушаем собеседника, с восхищением открыв рот. Товарищ может рассказывать о невозможных ситуациях, несуществующих явлениях или заведомо лгать. Почему же одним людям легко заставить себя слушать, а другим сложно даже вставить слово?
Есть такая категория людей, которой удается расположить к себе каждого человека. Рядом с такими собеседниками кажется, что их мысли совпадают с нашими, а каждое слово – чистая правда. Если и вам случалось попадать под влияние такого очаровательного рассказчика, поздравляем – вы испытали на себе эффект доктора Фокса.
В чем смысл и как действует эффект доктора Фокса
Эффект доктора Фокса получил название благодаря вымышленному человеку, которого сыграл профессиональный актер. Все началось с того, что трое исследователей решили провести эксперимент над аудиторией образованных людей. На лекцию о теории игр пригласили психологов, психиатров, социальных работников и других людей, которые имели достаточное представление о теме вещания. Затеяли мероприятие Д. Нафтулин, Дж. Уор и Ф. Донелли.
Пришедшим объявили, что лектор – всесторонне развитый и образованный человек, обучавшийся у лучших умов в сфере психологии. Псевдоним был выбран звучный – доктор Майрон Фокс. Сам «доктор» за несколько часов до мероприятия прочитал одну статью по теме, а группа экспериментаторов составила для него список противоречий и неологизмов. Такой набор странной информации актер и выдал достаточно большой аудитории в слабо подготовленной речи.
В результате актерские навыки «Фокса» произвели на слушателей большее впечатление, чем информация. Важнее был не смысл речи, а манера ее подачи. По окончании лекции зачинщики эксперимента провели анкетирование части аудитории и выяснили, что мероприятие им понравилось. При этом больше половины респондентов не заметили, что в речи «доктора Фокса» что-то не так.
События произошли в 1970 году, и с тех пор лекторы пользуются столь незамысловатым способом расположить к себе людей. Для современных бизнес-коучей и тренеров по саморазвитию в приоритете скорее овладение актерским мастерством, нежели углубление в тему вещания.
Методы подачи информации – важный аспект в каждом деле. Выполнять просьбу приятнее, когда она озвучена в мягком тоне. Если же человек начинает разговор с угроз, оскорблений и злобных высказываний, продолжать с ним диалог не захочется. Можно сказать, что на бытовом уровне метод Фокса использует много людей, даже не подозревая об этом.
Эффект доктора Фокса позволяет зарабатывать на слушателях лекций большие деньги, при этом не утруждаясь поиском качественной информации. С той же проблемой сталкиваются студенты. В начале занятия лектор рассказывает информацию по теме, а уже к концу никто не обращает внимания на очередной рассказ о приключениях в советское время, например. Фильтровать поступающую информацию важно, поскольку неизвестно какой рассказчик попадется в следующий раз.
Эксперимент Э. Пеер и А. Бабад
После опубликования результатов исследования нашлись скептики, поставившие под сомнение точность полученных данных. Больше других заинтересовались Эйял Пеер и Алиша Бабад. Инициативные исследователи из Университета Карнеги-Меллона и Еврейского Университета решили повторить эксперимент с новой группой слушателей через 3 года после первого опыта. Приглашенной аудитории продемонстрировали запись выступления «доктора Фокса», на этот раз актера не приглашали лично.
По окончании видео-лекции участникам раздали опросники. Часть получила анкету, которая использовалась в ходе первого эксперимента. Другой части выдали опросник, который состоял из более точных вопросов по сравнению с первым. Такой подход исследователи применили, чтобы сравнить результаты и исключить ложные выводы.
Эксперимент Э. Пеер и А. Бабад завершился с тем же успехом, что и опыт Д. Нафтулина и компании. Итогом стало получение данных, подтверждающих верность эффекта доктора Фокса. Доклад по результатам повторного исследования снова взбудоражил специалистов в сфере психологии по всему миру, однако в этот раз скептиков было мало.
Использование эффекта доктора Фокса
Открытие эффекта доктора Фокса в психологии произвело настоящий фурор. Радость переполняла мошенников и любителей легкой наживы. По сей день этим эффектом пользуются лекторы, которые изучают ораторское мастерство с целью заработка.
Популярные нынче тренинги, лекции, практикумы и другие методы массовой коммуникации привлекают разношерстную аудиторию. Если люди идут за знаниями, а в результате получают обыденную информацию — эффект Фокса отлично на них сработал. В том случае, если в итоге они все равно остались довольны.
Эффект доктора Фокса используется не только ради влияния на аудиторию с целью наживы. Он может применяться и в позитивном ключе в процессе тимбилдингов, корпоративных вечеринок и других массовых праздников. Ведущие на свадьбах и юбилеях тоже используют эффект Фокса, и если у них хорошо получается, гости надолго запоминают это событие.
Заключение
Часть людей обладает способностью качественно фильтровать информацию, поэтому на них трудно повлиять даже с помощью такого психологического эффекта. Мир переполнен сладкими речами, в которые хочется верить. Трезвая оценка ситуации поможет избавить себя от лже-специалистов и не тратить время и деньги на бесполезные услуги.
Студент на лекции редко скажет профессору, что он ушел не в ту степь. Но человек, который заплатил деньги за тренинг, вполне имеет право требовать обещанную информацию. Уследить за потоками речей трудно, но иногда это необходимо. Всегда изучайте информацию о предстоящих лекциях, особенно платных, чтобы избежать недоразумений. Эффект доктора Фокса плотно засел в современном пространстве и, вероятно, еще очень нескоро его покинет.